Дата публикации:
04.07.2020

Многогранный Евгений Тищенко

43.jpg

Галерея «Частная коллекция» уже в который раз доказывает, что совершенствование бесконечно и приглашает познакомиться со сложным, многогранным и интересным сибирским автором Евгением Матвеевичем Тищенко. Персоналия вместила графические листы, живописные холсты, мозаику и барельеф. Эссе лишь авторский взгляд искусствоведа, а не догма. И мы надеемся, что эти мысли помогут приблизиться не к поверхностному пониманию художника, а подведут вас к собственным размышлениям и личному диалогу с произведениями.

Евгений Тищенко. О нем говорят, как о значимом монументалисте и рисовальщике. Автор сложных графических листов, станковой картины, уникальных мозаичных панно и росписей. Своей титанической работоспособностью он гарантировал себе прочное место на художественной арене. Монументальные произведения его руки находятся в постройках светского и религиозного характера в Кемерове, Тобольской области, на Алтае, в Республике Бурятия и хранятся в коллекциях страны и за рубежом.

Общество сегодня не только потребитель, но и воспроизводитель мировых глобальных тенденций. Весь вопрос насколько каждый из нас отождествляет себя с подобными процессами и привносит их в свою жизнь. Осознанность всегда была привилегией чистоплотного человека, а сейчас и более стала идеей номер один из данных аналитиков и личных наблюдений. Готовность к избирательности, желание не только потреблять, а искать самобытный дифференцированный опыт «возвратиться к истокам» сместили точку фокуса от материализма к индивидуальности и уникальности. Это наблюдается во многих сферах жизни, но ярче всего в области искусства, где эмоциональный психологический отклик важнее прочего. Рассматривая творчество Евгения Тищенко в данном контексте, мы можем принять художественный опыт изобразительности прошлых столетий, увидев актуальность автора в не характерных для современности стилевых и сюжетных решениях, прочесть авторский message о времени, о людях, о себе.

Одни из лучших академических школ страны: Ленинградское художественное училище и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной сформировали в художнике принципы технологичности и высокую требовательность к любому из своих произведений. Именно в этот период была заложена серьёзная основа, которая стала плодотворной почвой для поиска собственного визуального почерка. Его пластический язык свидетельствует о беспрестанной художественной практике и ценностных координат культурного наследия прошлого. Возрождение, Барокко, традиции примитивистов искусства XX века ему удалось органично, и не поверхностно вписать в свой творческий замысел. Кому-то может показаться, что Тищенко не современен, но узнаваемым среди многих современников. Не его ли полифония стиля прошлых столетий через призму нового взгляда и тренировки руки и мысли выделяет его из множества. Предположим, что интеллектуальные искания и акцент на владении материалом способны породить новый виток художественной образности в изобразительной среде.

18.jpg

Ренессансные портреты мужчин, молодых женщин и детей с легкой прозаичностью, прекрасно сложенные тела, многоплановые предельно насыщенные детальностью аллегорические композиции, изысканно декоративные натюрморты отождествляются с автором. Графика Тищенко магнетически притягательна. Он одаренный рисовальщик. Графическая культура сформировалась у него еще в годы учебы, и он четко понимает свой арсенал выразительных средств, возможности лепки объема легкой светотенью и полутонами. Он уделяет серьезное внимание трудоемкому процессу соединения бумаги с воском по своей собственной технологии и использует все возможности, и даже все слои бумаги, максимально добиваясь трехмерного эффекта. Ему удается передать противоречивые чувства от напряжения каждой мышцы до легкости образа парящей мысли.

Рисунок помогает ему и в совершенствовании композиции и живописных решений. При многоплановости многих работ и кажущейся дробности художник воспринимается удивительно целостным. В таких листах как «Март. Апрель. Май» (2018г.), «Полнолуние» (2015г.) мы видим неразрывную связь людей с природой, со всеми стихиями и явлениями. В сложных графических работах «Тайная вечеря» (2007 г.), «Георгий Победоносец» (2004г.), «Эдем. Игры в раю» (2016г), в мозаиках «Спас Ярое Око» (2009г), «Ангел» (2016г.) и барельефе «Архангел Михаил» (2018г.) усматривается эмоционально психологическое толкование религиозных тем. Образы женских лиц по ренессансному очищены от будничной суеты и погружены в состояние гармоничного бытия. Окрашены возвышенной печалью «Мадонна Мильфлёр» (2017г.) «Орешник» (2017г.), «Лиза» (2007г.), «Ave» (1999г.), «Дама с флажком» (2019г). Барочные эмоции и страсть закручены в фигурах мифологических персонажей «Похищение Европы» (2005г.), «Диана-Охотница» (2017г.). Художник добивается неподдельных эмоций, но умеет удержать спокойствие образа во взгляде и жестах. Его человек органично сплетен со временем и природой. Одновременно недосягаем как бог в архаичной постановочности, будто он застыл во времени, и прост в прочтении живого разворачивающегося сюжета.

Переосмысление академичности, систематизация собственного опыта, умение обобщать методы деятельности дали художнику возможность многих стилевых решений объединённых интеллектуальным и техническим аспектами. В творческом диапазоне автора не только пластические искусства и поэзия, и преподавательская деятельность. Сегодня большая редкость, когда произведение способно вызвать эмоциональный отклик и пригласить к внутреннему диалогу. Евгений Матвеевич Тищенко убедительный пример, того, как не быть поверхностным, а попытаться добраться до сути и взять высокую планку как в профессионализме, так в идеалах и ценностях современного мира.  

Екатерина Хорунжая
искусствовед, член союза журналистов РФ
для галереи «Частная коллекция»

12.jpg

***
Река.
Рука.
Ладонь.
Вода.
В воде – звезда
Пульсирует
Под аккомпанемент
Ударов вен.
Вечерний плен
Стекает из
Забытых сот
Всё вниз и  вниз
На  дно болот
И замирает там,
Пока
Не дрогнет более рука.
Лишь  окунь в дебрях тростника
Мохнатый сон
Разглядывает
И хвостом
Тревожит памяти фантом,
Где  в голубом прыжке  марлины
Горбами скручивают  спины,
Пугают  белого кита!
Туда! За зеркало! Туда!
Где  перекатами над пляжем
Дробится мокрая звезда,
Густеют  сумерки
И та  же
Река, рука, ладонь, вода.
Где перезвон
Над камешками - динь-динь-дон,
Где я, и молод, и влюблён,
И цапля  цедит из руки
Зарю с остатками реки.
Где сонный шёпот рыбаков
Удачу треплет за ушко. 

Евгений Тищенко, Кемерово  2006

Все новости