Весенняя поэзия Анатолия Никольского
Вторая годовщина со дня ухода выдающегося русского живописца Анатолия Николаевича Никольского объединила не только художественно-музейную общественность, но и широкий круг любителей изобразительного искусства нашего города. Вслед за масштабной ретроспективной экспозицией в Новосибирском художественном музее галерея "Частная коллекция" открывает в своем уютном камерном зале выставку акварельных работ лирического характера, тематика которых прекрасно отражена в ее названии.
От всех ценителей изобразительного искусства нашего города хочется поблагодарить сына художника Вячеслава Никольского, предоставившего для этих выставок целый ряд замечательных поздних вещей его отца. Конечно, творчество Анатолия Николаевича широко представлено в печатных изданиях и в пространстве интернет, но даже самые качественные репродукции и цифровые фотографии картин в самом высоком разрешении не заменят возможности близкого и живого общения с настоящей живописью.
Все мы знаем об уникальном жизненном и творческом пути Анатолия Николаевича, за многие годы об этом написан целый ряд статей и монографий. Сегодня, видя в этом зале множество новых молодых лиц, хотелось бы глубже раскрыть строчки биографии художника на фоне атмосферы той эпохи, в которую складывался и расцветал талант мастера.
Коренной сибиряк, вышедший из глубин Кузбасского края и переживший суровое военное детство, Анатолий Никольский благодаря своему рано проявившемуся таланту сумел поступить и окончить один из лучших художественных вузов страны - Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (бывшая Императорская Академии художеств, основанная в 18 веке по замыслу Петра Первого). Еще со времен Брюллова и Иванова там существовал жесточайший отбор претендентов на обучение, из Академии вышли такие замечательные русские живописцы, как Крамской, Репин, Серов, Суриков, Врубель, Коровин, Рерих и многие другие.
Одним из преподавателей Анатолия Никольского в Академии был Борис Владимирович Йогансон. Чтобы понять масштаб этой личности достаточно сказать, что в послевоенные годы он являлся директором Государственной Третьяковской Галереи, а затем Президентом Академии художеств СССР и вырастил целую плеяду выдающихся советских художников.
Другим учителем Анатолия Никольского в те годы был Евсей Евсеевич Моисеенко - имя этого художника тесно связано с ленинградской школой живописи, влияние которой на творческий метод Анатолия Никольского очевидно и несомненно. С ленинградской школой ассоциируются понятия высочайшей художественной культуры, тонкого, хорошо поставленного вкуса, внутренней уравновешенности и такта, изысканности цветовой гаммы, а главное - искренности и честности художников в изображении окружающего мира. В этом мы имеем возможность убедиться, глядя на произведения живописца, представленные на сегодняшней выставке.
Годы формирования таланта будущего художника выпали на хрущевскую оттепель, которая произвела переворот в художественной жизни страны. Живописцы нового поколения, к которым относился и молодой Анатолий Никольский, стремились избавиться в своем творчестве от парадности, помпезности и фальшивой патетики сталинской эпохи, заговорить в искусстве новым, "человеческим языком".
После окончания Академии в начале 60-х годов Анатолий Николаевич вернулся в Новосибирск. Это был период бурного расцвета нашего города, руководство страны в те годы уделяло большое внимание развитию его науки и культуры. Открывались новые учебные заведения, строился Академгородок, успешно развивались театры, музеи и библиотеки. Большое количество молодых специалистов, привлеченных необъятным масштабом работы, приезжали в наш город после окончания столичных вузов. Среди этих молодых талантливых энтузиастов был и Анатолий Никольский. Нашему городу крупно повезло, что в рамках своей педагогической деятельности он оказал огромное влияние на воспитание молодых художников, передавая свои уникальные знания и навыки. По сути, Анатолий Николаевич стоял у истоков сибирского изобразительного искусства, работая как на посту заведующего кафедрой рисунка и живописи художественно-графического факультета, так и председателя правления Новосибирского отделения Союза художников. Его вклад в отечественное искусство был отмечен наивысшим званием, которым удостоены единицы деятелей искусств - Народного художника Российской Федерации.
Но главным делом всей жизни Никольского был чудесный мир его живописных работ, которыми восхищаются уже на протяжении многих десятилетий художники, искусствоведы, коллекционеры и любители искусства в нашей стране и за рубежом.
Представленные на выставке картины деревенской природы выполнены в традиции натурной акварельной живописи, часто обогащенной импрессионистической пластикой. Оставив в своем наследии эти мягкие романтические пейзажи, Анатолий Николаевич словно позаботился о душевном равновесии и гармонии наших современников, утомленных бешеным ритмом больших городов. Приглушенная цветовая гамма, легкая туманная атмосфера, тонкий переход тонов и освещения дает возможность постепенного раскрытия и погружения в поэзию и тишину дачной жизни. Замечательный этюд с белой лошадкой, несущейся в лунном свете по бескрайнему полю, полон сказочной таинственности, философским размышлением о хрупкости нашей планеты.
Искренней теплотой отмечены женские портреты. В лицах и фигурах моделей угадывается какой-то особый сплав душевной чистоты, женской мягкости и чуткости с той романтической красотой, к которой всегда тяготел художник.
Его натюрморты по композиции лишены постановочных эффектов, набор предметов органичен и естественен, художник словно подсмотрел и сохранил на холсте мгновения реальной жизни. Часто в центре композиций неизменны цветы, собранные в роскошные букеты, вокруг которых завязывается весь строй картины. Выставочный зал галереи буквально утопает в этих великолепных живописных цветочных мотивах, утверждающих идею неизбежного торжества света, тепла и весны над зимним холодом. Анатолий Николаевич словно угадал, как мы, сибиряки, нуждаемся в этой цветочной симфонии в конце долгой зимы! При этом от восприятия этих натюрмортов не возникает ощущения однообразия, поскольку они выполнены в различных стилевых манерах, демонстрирующих владение художником целым арсеналом живописных нюансов от тщательно выполненной свето-теневой моделировки до некоторой постимпрессионистической деформации натурных форм, от сложнейших сочетаний полутонов до больших плоскостей, покрытых насыщенным локальным цветом. А как мастерски справляется художник с одной из сложнейших живописных задач - изображение белого на белом! Хочется назвать Анатолия Николаевича Никольского "маэстро" живописи, виртуозно дирижирующим большим оркестром разнообразных инструментов .
Не секрет, что творчество Никольского высоко ценится не только в России, но и за ее пределами. Возможно, что и эти картины уедут из нашего города... Как часто бывает в истории искусства, творчество выдающихся художников принадлежит не только их родному городу и стране, но и всему миру. Поэтому в заключение еще раз хочется поблагодарить устроителей этой выставки за подаренные нам прекрасные моменты общения с настоящим искусством!