Боброва Елена Владимировна

Боброва Елена Владимировна

Елена Боброва родилась 31 октября 1983 года в Омске. Окончила факультет искусств Омского государственного педагогического университета в 2005, аспирантуру ОмГПУ в 2010 г. Многократный лауреат всероссийских и международных выставок и конкурсов в области живописи, фотографии, архитектуры и дизайна. Работы художника хранятся в собраниях музеев Омска, Павлодара, Краснодарского края, Томска, в музее современного искусства Лю Минсю (Китай), в частных коллекциях России и Германии.

О ней говорят как о лидере молодого поколения художников Сибири, живописце с ярким творческим почерком, неженской энергией и мощным темпераментом. Елена Боброва создает живопись, исполненную темперамента и особой творческой энергетики. Отличительными свойствами ее авторской манеры являются необычайно выразительная техника письма с открытой фактурой мазков, сознательно сохраненных и согласованных с движением живописных масс, уверенная пластика и насыщенный колорит.


Молодые атланты Сибири

Елена Боброва. Живопись без кожи.

У культурных людей, активно интересующихся сибирским искусством, имя Елены Бобровой давно должно быть «на слуху». С 2005 года она постоянная участница областных, региональных, всероссийских и международных художественных выставок.

В Омске традиционно сильна художественная выучка, но Елена знает, что на художника не выучишься: «Манеру мне приходилась искать – мне ее никто не преподавал. Так вот методом проб и ошибок, я узнавала характеристики цвета, способы его передачи и, самое главное. Составляла свой собственный алфавит: символов, цветов, техники…».В свои 30 лет Елена Боброва достигла ощутимых успехов - победитель межрегиональной выставки-конкурса творческих работ студентов художественных вузов Сибири «Молодые сибиряки», дважды лауреат «Аз.Арта» (2011 и 2013), финалист IV Всероссийской выставки-конкурса имени Третьякова. Разумеется, это не полный список побед, и с каждым годом он, по-видимому, будет расширяться. Однако путь к успеху и признанию был сложен и тернист. Елене пришлось отстаивать свое художественное вИдение и постоянно доказывать новыми картинами статус перспективного художника.

Чтобы убедить преподавателя В.И. Маслова в своей «профпригодности» Елена пошла на подвиг: «Тогда я за неделю написала 22 портрета и выставила их по периметру студенческой аудитории… А потом началось наше сотрудничество, в котором мы много говорили о художественном образе и средствах его создания». Теперь Елена сама в ранге кандидата педагогических наук преподает живопись и рисунок. Искусствоведы в один голос заявляют о возрождении большой картинной формы в живописи Бобровой. Крупный формат произведения обычно предполагает, что художнику есть, что сказать, есть, где «развернуться». Традиции – традициями, но правил Елена не признает: «Думаю, что в искусстве по определению их быть не должно. Хотя… я против лжи, манерничества, неискренности, желания понравится – живопись должна быть живой, без кожи».

Живопись Бобровой действительно без «кожи»! Фактура красочного слоя – открытая. Мазки накладываются рельефно, свободно, но в то же время – очень плотно. Открытая фактура – важное выразительное средство живописи Бобровой. Определяющее значение также имеет цвет. Колорит большинства картин Бобровой бывает ярким, насыщенным, порой импрессионистским (особенно это прослеживается в «Стамбульской серии»). Еще своеобразным приемом Елены как художника можно считать разбивку картины по диагонали или вертикали светотеневым контрастом. Работы Бобровой любят пространство. Будучи уменьшенными копиями, гладкими снимками, они смотрятся не слишком выразительно. Но когда картина перед тобой – от нее будто бы веет небольшим ветерком, физически ощущаешь пространство внутри картины и будто бы видишь совсем другой мир в окошке-раме. 

Елена серьезно относится к премьерам своих новых работ, старается держать планку: «Очень не хотелось бы зависеть в творческом плане от общественного мнения. Вместе с тем, планка, безусловно, есть – у меня внутри живет «внутренний рецензент». Его критики я боюсь больше всего». Елену можно понять, чем крупнее среди экспозиции полотно, тем оно «громче звучит», тем больше страх «сфальшивить ноту». А нот в картинах Бобровой много – пастозная живопись это, своего рода, сплетение созвучий. Если для кого-то выражение «картина как живая» кажется красивым сравнением, то для Елены Бобровой это и есть сама соль, магия искусства - «Я замечала такую вещь: после создания картины начинают жить сами по себе. Если долго не доставать работу и посмотреть на нее спустя какое-то время, можно заметить, что у нее произошли какие-то уже свои радости, горести. Художник запускает в мир новую жизнь – это большая ответственность  создателя».

Несмотря на свою молодость, работы Бобровой уже имеют спрос среди музеев и галерей региона. «Процесс запустился недавно» - скромничает художник. Работы Елены хранятся в собраниях Омского городского музея «Искусство Омска», ГОХМ «Либеров-центр», художественном музее живописи и графики Павлодара, художественном музее Томска, галереях Красноярска, Новосибирска. Тем более отрадно, что востребована-то живопись глубоко личная. В центре искусства Бобровой стоит задача самопознания: «Если говорить обо мне, я не ставлю перед собой обличительных задач – наверное, я в традициях русского искусства занимаюсь самокопанием, «достоевщиной». Человек – самая сложная и интересная загадка, так было и будет. Эта тема абсолютно неисчерпаема».

Тема живописи Елены Бобровой, судя по всему, тоже не исчерпается одной статьей. Придет время, и о творчестве Бобровой напишут монографию, издадут книгу – ну а пока, мы будем с нетерпением ждать новых выставок Елены. Ближайшая из них состоится в апреле в городе Новосибирске.

Александр Рыжов

Картины художника