Смык Оксана
Замечательный советский художник и педагог, представитель школы русской реалистической живописи Николай Васильевич Белов родился 8 декабря 1919 года в небольшом селении под Ярославлем. С раннего детства его окружала природа Поволжья с ее прекрасными пейзажами, вдохновлявшими когда-то великого И.И. Левитана. Первые архитектурные впечатления будущий живописец получил от знакомства с памятниками древнерусского зодчества, которыми знаменит Ярославль, входящий в Золотое кольцо России. Однако художественным дарованиям Николая Белова не было дано осуществиться в юности, началась Великая Отечественная война, и в возрасте 20 лет он был призван на фронт. Николай Васильевич героически прошел всю войну, был награжден за участие в военных операциях в Заполярье и на озере Балатон, в освобождении Вены в составе 3-го украинского фронта. Великую Победу Белов встретил в сердце Европы, где будущий художник своими глазами увидел лучшие образцы исторической архитектуры.
Когда в послевоенном Ленинграде вновь начали свою работу закрытые во время Блокады художественные образовательные учреждения, молодой фронтовик вспомнил о своей мечте стать художником. Николай Белов окончил одно из старейших учебных заведений - Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, которая носит имя ее основателя - государственного деятеля и мецената барона А.Л.Штиглица). После окончания училища Николай Васильевич обучался два года в аспирантуре, а затем был направлен в Новосибирск для преподавания рисунка на кафедре архитектуры инжнерно-строительного института.
В Новосибирске Николая Белова ждали самые счастливые и творчески активные годы. Его увлекло преподавание и общение со студентами, здесь он встретил свою будущую супругу и завел семью. Именно в этот продуктивный и насыщенный событиями период Николай Васильевич много работает над живописными произведениями, создает свои лучшие картины маслом, акварели и графические работы, составляющие сегодня основу его творческого наследия. Последние десятилетия жизни Белов провел в Бресте, где работал в архитектурном институте и был активным членом Союза белорусских художников. В конце 90-х годов в Бресте была устроена его персональная выставка, выпущен каталог работ, а часть картин разошлась по собраниями Белоруси, России и других стран.
Акварель для Николая Васильевича всегда была любимым видом живописи, совершенное владение этими навыками позволяло создавать произведения практически во всех жанрах: пейзажах, портретах и натюрмортах. Художник виртуозно сочетал разные виды акварельной техники в одном произведении, осваивал последние технические веяния, пробовал различные стили.
Как правило, художники, связанные с архитектурной практикой, являются авторами превосходных городских пейзажей, Николай Белов также в совершенстве владел пространственной композицией и перспективой. Николай Васильевич много путешествовал, его городские пейзажи передают атмосферу старых городов Европы и Азии.
К городскому пейзажу близок по духу интерьерный жанр, который также находит отражение в творчестве Николая Белова. Его уютные уголки старинных жилых интерьеров выполнены с любовью и вниманием к каждой детали, словно художник хотел остановить время и сохранить для потомков свидетельства уходящей эпохи.
В наследии Николая Белова много картин, главными героями которых стали цветы, эти "великие учителя художников», как говорил П.П.Кончаловский. Николай Белов писал цветы в разных стилях - от импрессионизма до фовизма, он изображал их как соло, так и в натюрмортах в окружении других предметов.
Говоря о художественном наследии Николая Васильевича Белова нельзя не остановиться на его пейзажной живописи, ведь ему удавалось в акварельных миниатюрах создавать произведения, достойные воспитавшей его школы русского психологического пейзажа. Николай Белов открывал прелесть обыкновенного сибирского пейзажа в разные времена года; простые мотивы трактуются живописцем очень лирично, все художественные средства подчинены изображению спокойного и размеренного дыхания природы. Пейзажи Белова мастерски выстроены с точки зрения композиции: пространственные планы чередуются от серебристо-серого с фиолетовым отливом тона снега через золотистые цвета леса вновь к нежном серовато-фиолетовому тону осеннего неба, что придает всей цветовой гамме картины законченный характер. Единство композиционного и живописного строя картины слагается в поэтический образ возвышенного, но в то же время естественного бытия природы.
Думал ли Николай Васильевич Белов, когда писал свои акварельные произведения в свободное от преподавательской деятельности время, что через многие десятилетия люди, неравнодушные к классической живописной традиции, будут открывать для себя его творчество, пытаясь разгадать замысел автора? Скорее всего нет, но, как часто бывает в жизни, талант и искреннее отношение к своему делу, рано или поздно, найдут своих ценителей и внесут в этот мир долю гармонии и красоты...