
B советском искусстве 60-70-х годов творчество Н.Д. Грицюка представляется явлением необычным, в какой-то мере выпадающим из общего течения.
Необычность видится в особом характере его художественного мышления, прибегающего к ассоциациям и уподоблениям, символам и гротеску. Грицюк не избегал и натурного письма. С этого собственно и начиналось его формирование как художника. Натурное искусство продержалось в его пристрастиях всю жизнь, составляя параллельный поток искусству ассоциативному.
Художнику порой трудно было отдать предпочтение какой-либо из двух страстей. Они равно уживались в его художественном воображении, доставляя ему чистую радость творчества. С дистанции времени видно, что стихией Грицюка было не натурное искусство, а искусство воображения, фантазии, домысла, неисчерпаемый источник которого побуждал фонтанировать его творческое сознание. Художнику достаточно было иногда ничтожной причины, чтобы возбудить живописный импульс. Случалось, в течение дня он мог исполнить до десяти своеобразных композиций и только усталость перекрывала поток воображения.
Грицюк обладал колористическим чутьем и даром импровизатора. Импровизационное сознание, казалось, было неистощимо. Его творческие успехи укладывались как бы слоями, каждый из которых был неповторим и оригинален. Иногда думалось, что этот льющийся поток скоро иссякнет, но проходило время, и художник опять находил неисследованные для себя сферы духовной жизни, еще и еще множество пластических решений. Так продолжалось до конца жизни, несмотря на депрессию, наступившую в последние месяцы. Казалось, что этот творческий источник неизбывен, что он может уже механически создавать произведения искусства.