Художественная весна - «оттепель» на Алтае началась поздно, в начале 80-х годов с Октября. Когда рассказываешь о художнике Валерии Эриковиче Октябре, нельзя не пошутить про времена года. Многие жители Барнаула верят, что площадь в центре города назвали в честь художника. И это уже не шутка, а новая мифология. Несколько раз я проводил социологический опрос с целью выявить самого известного художника в Барнауле. Уже 40 лет на первой строчке рейтинга - Октябрь.
Все, кто интересуется изобразительным искусством в Барнауле, знают, что в городе произошел Октябрьский переворот. Не стану вдаваться в подробности исторического арт-события, задача - рассказать о творчестве Валерия Октября. Каждый, кто читает этот текст, может вспомнить, когда познакомился с работами Валерия Эриковича, потому что это не забывается. Если вы впервые видите его живопись, вам открывается уникальная возможность, погрузится в прекрасную бездну смыслов.
Еще в начале творческого пути, ворвавшись во мрак местного соцреализма, Октябрь преподнес искусствоведам идею снов и видений, метафоричности и символизма. Образованные искусствоведы развили эту тему: «заявляя о его эклектичности, иррациональности, метафоричности, то есть той так называемой постмодернистской парадигме, для которой характерен отказ от универсалистской позиции и открытие множественности культур. В современном западном искусствознании искусство такого рода называют репрезентативным. И творчество Валерия Октября вполне укладывается в это определение».
На протяжении многих лет Октябрь создавал пространство макросимволизма, расширяя сознание и раздвигая границы воображения. Знатоки и любители изобразительного искусства в Барнауле выделяют основные темы в творчестве Октября: метафорические пейзажи, фантастические объекты, романтические города, зачарованные ангелы, чувственные танцы, свободолюбивые кони, бесконечные горы, сказочные нимфы, экзотичные тореадоры, загадочные пространства.